Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 35311
1.  
i

На бе­ло­рус­ских зем­лях в IX-XII вв. де­тин­цем на­зы­вал­ся(-ась; -ось):

1) отряд во­ору­жен­ных и спе­ци­аль­но обу­чен­ных во­ен­но­му делу людей
2) укреп­лен­ная часть го­ро­да
3) совет ста­рей­шин
4) не­боль­шое по­се­ле­ние, жи­те­ли ко­то­ро­го за­ни­ма­лись пре­иму­ще­ствен­но сель­ским хо­зяй­ством
2.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:

 

А  — за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) унии

Б  — из­да­ние Ф. Ско­ри­ной пер­вой книги в Праге

B  — утвер­жде­ние III Ста­ту­та ВКЛ

Г  — ос­но­ва­ние Эду­ка­ци­он­ной ко­мис­сии

1) БГАВ
2) ВАБГ
3) БВАГ
4) АВБГ
3.  
i

Пер­во­быт­ные ро­до­вые по­ряд­ки в со­сед­ской (сель­ской) об­щи­не:

1) до­стиг­ли сво­е­го рас­цве­та
2) от­сут­ство­ва­ли во­об­ще
3) при­хо­ди­ли в упа­док
4) толь­ко на­ча­ли за­рож­дать­ся
4.  
i

Опре­де­ли­те итоги про­ве­де­ния Контр­ре­фор­ма­ции на зем­лях ВКЛ:

 

а  — кри­зис и упа­док ка­то­ли­че­ской церк­ви

б  — пе­ре­ход зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ства маг­на­тов и шлях­ты в ка­то­ли­цизм

в  — рас­ши­ре­ние ате­и­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния в об­ще­стве

г  — из­гна­ние за пре­де­лы стра­ны наи­бо­лее ра­ди­каль­ных сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) в, г
5.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ную черту раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.:

1) на­ли­чие не­огра­ни­чен­но­го рынка воль­но­на­ем­но­го труда
2) со­су­ще­ство­ва­ние ре­мес­лен­но­го, ма­ну­фак­тур­но­го и фаб­рич­но­го про­из­вод­ства
3) за­вер­ше­ние про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та
4) пре­об­ла­да­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства над ма­ну­фак­тур­ным
6.  
i

Купцы в ВКЛ во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — XVII в. объ­еди­ня­лись в:

1) ор­де­ны;
2) юри­ди­ки;
3) кон­фе­де­ра­ции;
4) гиль­дии.
7.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки (нэп), ко­то­рая про­во­ди­лась в БССР С 1921 г.:

 

а  — вве­де­ние урав­ни­тель­ной си­сте­мы опла­ты труда

б  — за­ме­на прод­раз­верст­ки прод­на­ло­гом

в  — со­зда­ние ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций

г  — раз­ре­ше­ние арен­ды земли и ис­поль­зо­ва­ния на­ем­но­го труда

1) а, б
2) б, в
3) а, в
4) б, г
8.  
i

Город, в ко­то­ром с 1673 г. со­би­рал­ся каж­дый тре­тий сейм (сойм) Речи Поспо­ли­той, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
9.  
i

Вто­рой Устав­ной гра­мо­той Ис­пол­ко­ма Рады Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да про­воз­гла­ша­лось(-ась):

1) об­ра­зо­ва­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР
2) об­ра­зо­ва­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
3) пер­вая Кон­сти­ту­ция ССРБ
4) по­бе­да Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции
10.  
i

В XIV—XV вв. та­та­ры пе­ре­се­ля­лись на бе­ло­рус­ские земли в ре­зуль­та­те:

1) про­да­жи в раб­ство
2) мас­со­во­го пе­ре­хо­да в хри­сти­ан­ство
3) при­гла­ше­ния ве­ли­ки­ми кня­зья­ми ВКЛ
4) за­хва­та Зо­ло­той Ордой части ВКЛ
11.  
i

Ру­ко­во­ди­тель ме­ди­цин­ской школы в Грод­но, ос­но­ва­тель пер­во­го в Бе­ла­ру­си бо­та­ни­че­ско­го сада  — это:

1) К. Се­ме­но­вич
2) Я. Ру­стем
3) М. Гу­сов­ский
4) Ж. Жи­ли­бер
12.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло по­след­ним из пе­ре­чис­лен­ных:

1) под­пи­са­ние пре­зи­ден­та­ми Бе­ла­ру­си, Рос­сии и Ка­зах­ста­на Де­кла­ра­ции о евразий­ской эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции
2) со­зда­ние Со­юз­но­го го­су­дар­ства Бе­ла­ру­си и Рос­сии
3) под­пи­са­ние Бе­ла­русью Де­кла­ра­ции ты­ся­че­ле­тия
4) вступ­ле­ние Бе­ла­ру­си в Ор­га­ни­за­цию До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти
13.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х  — на­ча­ле 2000-х гг.:

 

а  — при­ва­ти­за­ция зе­мель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го на­зна­че­ния

б  — гос­под­ство ино­стран­но­го ка­пи­та­ла в про­мыш­лен­но­сти

в  — со­су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го и част­но­го сек­то­ров эко­но­ми­ки

г  — по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти бе­ло­рус­ских то­ва­ров

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) в, г
14.  
i

Опре­де­ли­те осо­бен­ность пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си с весны 1942 г.:

1) со­зда­ние пар­ти­зан­ских зон
2) рез­кое умень­ше­ние ко­ли­че­ства пар­ти­зан­ских от­ря­дов
3) тес­ные связи с дви­же­ни­ем Со­про­тив­ле­ния в За­пад­ной Ев­ро­пе
4) от­сут­ствие еди­но­го ру­ко­во­дя­ще­го цен­тра
15.  
i

Опре­де­ли­те самую древ­нюю ру­ко­пис­ную книгу (XI в.), со­здан­ную на бе­ло­рус­ских зем­лях и со­хра­нив­шу­ю­ся до наших дней:

1) Мстиж­с­кос еван­ге­лие;
2) Бар­ку­ла­бов­ская ле­то­пись;
3) «Хро­ни­ка Бы­хов­ца»;
4) Ту­ров­ское еван­ге­лие;
5) Лав­ри­шев­ское еван­ге­лие.
16.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию пи­са­те­ля, ав­то­ра по­ве­сти «Тре­вож­ное сча­стье»:

1) И. Ша­мя­кин;
2) Н. Пи­ни­гин;
3) Е. Ти­коц­кий;
4) Н. Се­ле­щук.
17.  
i

Опре­де­ли­те три ис­то­ри­че­ских со­бы­тия, ко­то­рые про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XVII  — пер­вой по­ло­ви­не XVIII в.

 

1)  При­ня­тие III Ста­ту­та ВКЛ

2)  вос­ста­ние кре­стьян под ру­ко­вод­ством В. Ва­щи­лы

3)  пер­вый «немой» сейм в Речи Поспо­ли­той

4)  тре­тий раз­дел Речи Поспо­ли­той

5)  битва рос­сий­ско­го вой­ска со шве­да­ми около де­рев­ни Лес­ная

6)  Смо­лен­ская война

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 245.

18.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков на зем­лях ВКЛ в XIV—XVI вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XIII—XVI вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

20.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где в 1898 г. была со­зда­на Рос­сий­ская со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская ра­бо­чая пар­тия.

21.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Из­вест­ный пред­ста­ви­тель эпохи Воз­рож­де­ния, поэт-гу­ма­нист. Ос­но­ва­тель бе­ло­рус­ской ре­нес­санс­ной по­э­зии. В 1523 г. в Кра­ко­ве издал поэму «Песнь о зубре», в ко­то­рой про­слав­лял бе­ло­рус­скую при­ро­ду и про­шлое ВКЛ вре­мен Ви­то­вта.

22.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ро­дил­ся в Пин­ском уезде, по­лу­чил ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние в Па­ри­же, учил­ся му­зы­ке у из­вест­но­го поль­ско­го ком­по­зи­то­ра Ф. Шо­пе­на. Ху­дож­ник-гра­фик, му­зы­кант. Почти 25 лет пу­те­ше­ство­вал по Бе­ла­ру­си, Укра­и­не, Поль­ше, Литве. Сде­лал более 1000 за­ри­со­вок мест и ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков.

23.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко имя.

 

Ли­тов­ский князь XIV в. Фак­ти­че­ски раз­де­лил власть в ВКЛ с бра­том Оль­гер­дом. Свою де­я­тель­ность на­прав­лял на борь­бу с кре­сто­нос­ца­ми. По при­ка­зу пле­мян­ни­ка был убит за­го­вор­щи­ка­ми в Крев­ском замке.

24.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Бе­ла­ру­си 1920—1930-х гг.).

А)  про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции

Б)  на­хож­де­ние За­пад­ной Бе­ла­ру­си в со­ста­ве Поль­ши

В)  вве­де­ние новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки

Г)  про­ве­де­ние по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции

1)  от­ме­на тру­до­вых мо­би­ли­за­ций

2)  «год ве­ли­ко­го пе­ре­ло­ма»

3)  фор­ми­ро­ва­ние бе­ло­рус­ской со­вет­ской ин­тел­ли­ген­ции

4)  рас­се­ле­ние осад­ни­ков

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

25.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Речи Поспо­ли­той).

А)  битва под Ло­е­вом

Б)  борь­ба за Смо­ленск

В)  ок­ку­па­ция Мо­ги­ле­ва рус­ски­ми, а затем швед­ски­ми вой­ска­ми

Г)  про­воз­гла­ше­ние По­ла­нец­ко­го уни­вер­са­ла

1)  вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством Т. Ко­стюш­ко (1794)

2)  ка­зац­ко-кре­стьян­ская война (1648—1651)

3)  Се­вер­ная война (1700—1721)

4)  война между Рос­си­ей и Речью Поспо­ли­той (1632—1634)

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

26.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СФЕРА ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

A)  поэт

Б)  скуль­птор

B)  ком­по­зи­тор

Г)  лет­чик-кос­мо­навт

ФА­МИ­ЛИЯ

1)  В. Ко­ва­ле­нок

2)  И. Лу­че­нок

3)  А. Ани­кей­чик

4)  М. Танк

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

27.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь в се­ре­ди­не 1990-х  — на­ча­ле ХХI в.

 

1)  Уста­нов­ле­ние со­вре­мен­ной го­су­дар­ствен­ной сим­во­ли­ки

2)  со­хра­не­ние ядер­но­го ору­жия как сред­ства обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти

3)  от­сут­ствие меж­кон­фес­си­о­наль­ных кон­флик­тов

4)  на­ли­чие мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

5)  от­сут­ствие в рес­пуб­ли­ке не­го­су­дар­ствен­ных об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний и ор­га­ни­за­ций

6)  про­ве­де­ние пре­зи­дент­ских вы­бо­ров на без­аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.

28.  
i

Обес­це­ни­ва­ние денег в ре­зуль­та­те вы­пус­ка их в об­ра­ще­ние без обес­пе­че­ния не­об­хо­ди­мым ко­ли­че­ством то­ва­ров  — это ...

29.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Про­воз­гла­ше­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР)

Б)  про­ве­де­ние I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да Со­ве­тов

B)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­вет­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ)

Г)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

30.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го те­ат­раль­но­го ре­жиссёра:

 

Ал­фе­ров, Чи­г­ри­нов, Ра­ев­ский, Ва­щен­ко.

31.  
i

Пе­ре­ход, пе­ре­да­ча иму­ще­ства (земли, пред­при­я­тий, транс­пор­та, бан­ков и др.) из част­ной соб­ствен­но­сти в го­су­дар­ствен­ную  — это_______.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

32.  
i

Вер­хов­ный Совет БССР при­нял ре­ше­ние об из­ме­не­нии на­зва­ния «Бе­ло­рус­ская ССР» на «Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь» 19 сен­тяб­ря___года.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

33.  
i

Опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния от­но­си­тель­но плана «Ост», ко­то­рым на тер­ри­то­рии БССР преду­смат­ри­ва­лось:

1)  вы­се­ле­ние 25% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

2)  вы­се­ле­ние и уни­что­же­ние 75% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

3)  оне­ме­чи­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве ра­бо­чей силы 75% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

4)  оне­ме­чи­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве ра­бо­чей силы 25% бе­ло­рус­ско­го на­се­ле­ния;

5)  вы­се­ле­ние цыган и ев­ре­ев.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

34.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБВГ.

A)  Вве­де­ние вы­бор­ных земств в Ви­теб­ской, Мо­ги­лев­ской и Мин­ской гу­бер­ни­ях;

Б)  Свен­цян­ский про­рыв гер­ман­ской армии;

B)  на­ча­ло Фев­раль­ской ре­во­лю­ции;

Г)  Брест­ский мир­ный до­го­вор.

35.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АВБГ.

 

A)  При­ня­тие курса на про­ве­де­ние со­ци­а­ли­сти­че­ской ин­ду­стри­а­ли­за­ции;

Б)  со­зда­ние На­ци­о­наль­ной ака­де­мии наук Бе­ла­ру­си;

B)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра;

Г)  про­ве­де­ние I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да.

36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье:

 

1)  ра­ди­ми­чи се­ли­лись в вер­хо­вьях Дне­пра и За­пад­ной Двины;

2)  дре­го­ви­чи се­ли­лись в сред­нем те­че­нии При­пя­ти, в бо­ло­ти­стой мест­но­сти;

3)  сла­вя­не и балты вели схо­жий образ жизни;

4)  важ­ным шагом на пути к го­су­дар­ству яв­ля­лось воз­ник­но­ве­ние дру­жи­ны;

5)  со­глас­но «По­ве­сти вре­мен­ных лет» пле­мен­ное кня­же­ние было у кри­ви­чей и ра­ди­ми­чей.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Со­бы­тие

A)  за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской цер­ков­ной унии

Б)  на­ча­ло ин­тер­вен­ции Речи Посполн­той в Рос­сий­ское го­су­дар­ство

B)  со­зда­ние Ви­лен­ской иезу­ит­ской ака­де­мии

Дата

1)  1579 г.

2)  1596 г.

3)  1609 г.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.